Протоколом заседания
от 16.10.2019 № 1
(с изменениями и дополнениями,
утвержденными протоколами заседаний
от 29.02.2020 № 3 и от 15.11.2020 № 5)
РЕГЛАМЕНТ
Общественной наблюдательной комиссии Московской области
по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека
в местах принудительного содержания и содействия лицам,
находящимся в местах принудительного содержания
- Общие положения.
1.1. Настоящий Регламент определяет цели и задачи Общественной наблюдательной комиссии Московской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания пятого состава (далее – Комиссия).
1.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Законом Московской области от 22.07.2015 № 130/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области», приказом ФСИН России от 28.11.2008 № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий», приказом ФСБ России от 16.02.2009 № 55 «Об утверждении Правил посещения членами общественных наблюдательных комиссий мест принудительного содержания, находящихся в ведении пограничных органов», приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.01.2009 № 17 «О Порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий мест принудительного содержания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 21.03.2019 № 128 «Об утверждении Порядка посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, и осуществления членами указанных комиссий кино-, фото- и видеосъемки несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации», приказом МВД России от 10.02.2020 № 47 «О Порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий», приказами Минздрава России от 25.02.2020 № 121н «Об утверждении Порядка посещения членами общественной наблюдательной комиссии судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций и медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением, а также условий проведения членами общественной наблюдательной комиссии беседы с находящимися в этих медицинских организациях лицами при осуществлении общественного контроля и порядка осуществления членами общественной наблюдательной комиссии кнно-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в судебно-психиатрических экспертных медицинских организациях и медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением» и от 25.02.2020 № 122н «Об утверждении Порядка посещения членами общественной наблюдательной комиссии медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа и специализированного типа, а также условий проведения членами общественной наблюдательной комиссии беседы с находящимися в этих медицинских организациях лицами при осуществлении общественного контроля и порядка осуществления членами общественной наблюдательной комиссии кино-‚ фото- и видеосъемки лиц, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа и специализированного типа», другими нормативно правовыми актами, связанными с целями и задачами Комиссии.
- Начало работы Комиссии.
2.1. Первое заседание Комиссии до выбора председателя ведет член Комиссии предыдущего состава.
2.2. На первом заседании Комиссии:
2.2.1. Утверждается Регламент Комиссии.
2.2.2. Принимается решение о числе заместителей председателя Комиссии и введении иных должностей для обеспечения и координации деятельности Комиссии.
2.2.3. При осуществлении выборов председателя Комиссии и заместителя (заместителей) председателя Комиссии, а также утверждении Регламента Комиссии принимается решение открытым голосованием простым большинством от избранных членов Комиссии.
2.2.5. Принимается решение о почтовом адресе, электронной почте и сайте Комиссии.
2.2.6. Объявляется о начале работы Комиссии.
2.3. Члены Комиссии на имя ответственного секретаря Комиссии в письменном виде обязаны предоставить свои контактные данные: номер телефона и адрес электронной почты, которые с момента предоставления являются официальными и на них производится оповещение обо всех мероприятиях Комиссии и иная информация. Данная информация является открытой, может предоставляться членам Комиссии, руководству ведомств, имеющих места принудительного содержания и органам власти.
2.4. От руководства всех ведомств, имеющих места принудительного содержания, запрашивается список мест принудительного содержания в Московской области, с контактными данными (адресом, телефоном дежурной части, данными руководителя, его ФИО и все служебные виды связи), контактными данными руководителя регионального управления, подчиненных подразделений со всеми видами служебной связи, включая круглосуточный телефон.
- Организация работы Комиссии.
3.1. Работа Комиссии осуществляется:
а) в соответствии с планом;
б) в порядке инициативы членов Комиссии;
в) по поступившим обращениям граждан и организаций.
3.2. Комиссия формирует план работы по предложениям ее членов и утверждает его на срок, определенный решением Комиссии, с распределением персональной ответственности за реализацию планируемых мероприятий.
- Порядок проведения заседаний Комиссии.
4.1. Заседание Комиссии считается состоявшимся и правомочным, если на нём присутствует более половины её членов (как лично, так и на основании представленной доверенности). Все решения Комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов.
4.2. Заседание Комиссии может проводиться как в плановом порядке, так и созываться по инициативе председателя или членов Комиссии. Заседание правомочно в том случае, если о его проведении были оповещены все члены Комиссии. Оповещение членов Комиссии осуществляется не позднее, чем за 7 календарных суток до заседания Комиссии (кроме заседаний, созываемых по экстренным вопросам) ответственным секретарём Комиссии или председателем Комиссии по официально предоставленным членами Комиссии контактным данным: телефону, электронной почте.
4.3. При невозможности присутствовать на заседании, любой член Комиссии вправе передать свой голос другому члену Комиссии, в простой письменной форме, в обязательном порядке уведомив об этом ответственного секретаря Комиссии или председателя Комиссии до начала заседания, действие которого носит разовый характер. При этом, любой член Комиссии не вправе голосовать более, чем за 3 (трёх) членов Комиссии.
4.4. По инициативе 3 (трёх) членов Комиссии председатель Комиссии обязан поставить вопрос на голосование Комиссии. Подсчет голосов ведет ответственный секретарь Комиссии, а в его отсутствие – лицо, назначенное председателем Комиссии.
4.5. На заседании Комиссии ответственным секретарем Комиссии или лицом, уполномоченным председателем Комиссии, ведется протокол, в котором указывается перечень вопросов, поставленных на голосование и решения Комиссии по ним.
4.6. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4.7. Председатель Комиссии обязан создать нормальные условия для работы, предоставить место и определить время проведения заседания Комиссии. В случае несогласия с временем и местом проведения мероприятия, с учетом предложения членов Комиссии, простое большинство членов Комиссии могут аргументировано в письменном виде потребовать изменить место и время проведения заседания Комиссии. В этом случае председатель Комиссии обязан предложить иное место и время.
- Структура Комиссии.
5.1. Председатель Комиссии.
5.1.1. Полномочия председателя Комиссии.
Председатель Комиссии имеет равные полномочия со всеми членами Комиссии.
5.1.2. Председатель Комиссии обязан:
а) обеспечивать регулярность заседаний Комиссии;
б) осуществлять координацию действий между членами Комиссии, а также с органами власти, НКО и СМИ;
в) обеспечивать место для проведения мероприятий Комиссии;
г) организовать уведомление заинтересованных ведомств в период начала работы Комиссии о составе Комиссии и ее контактах.
д) распределять между членами Комиссии поступившие жалобы, обращения граждан и организаций, осуществлять контроль по их выполнению;
е) организовать взаимодействие с органами власти, аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочим аппаратом, госорганом МО «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат», Государственным органом Московской области «Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат», ФКУ «Аппарат Общественной палаты России» и ГКУ МО ЦОДОПМО и ПВ.
5.2. Заместитель председателя Комиссии.
5.2.1. Заместитель председателя Комиссии имеет равные полномочия со всеми членами Комиссии.
5.2.2. Заместитель председателя Комиссии обязан:
а) во время отсутствия председателя Комиссии исполнять его обязанности;
б) оказывать содействие в работе председателю Комиссии, почетному председателю Комиссии, ответственному секретарю Комиссии, членам Комиссии и Экспертному совету при Комиссии;
в) организовать взаимодействие с ООО «Совет ОНК», МРО ООО «СОНК» и общественными наблюдательными комиссиями субъектов России.
5.3. Ответственный секретарь Комиссии.
5.3.1. Ответственный секретарь Комиссии имеет равные полномочия со всеми членами Комиссии.
5.3.2. Ответственный секретарь Комиссии обязан:
а) собирать и в последующем уточнять контактные данные всех членов Комиссии;
б) производить оповещение членов Комиссии обо всех мероприятиях в соответствии с Регламентом Комиссии;
в) осуществлять подготовку и участвовать в организации заседания Комиссии.
г) вести протоколы заседаний Комиссии;
д) осуществлять учёт (регистрацию) письменных обращений, заявлений, жалоб граждан и организаций;
е) осуществлять сбор информации от членов Комиссии о проведенных проверках;
ж) вести учёт всех фактов, нарушений прав граждан недостатков, выявленных при проверках, контролировать их устранение;
з) контролировать исполнение поручений, возложенных на членов Комиссии и докладывать о результатах председателю, заместителю председателя Комиссии;
и) осуществлять или организовывать переписку и вести делопроизводство по вопросам деятельности Комиссии.
5.4. Члены Комиссии.
5.4.1. Права и обязанности члена Комиссии регламентированы положениями Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ.
5.4.2. Член Комиссии имеет право:
а) принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы от граждан и организаций;
б) самостоятельно принимать решение о проверке того или иного места принудительного содержания граждан и принимать участие в ней;
в) отправлять различные документы и запросы по любому адресу, получать различные документы, ответы и обращения в свой адрес, направляя копии ответственному секретарю Комиссии для регистрации и учёта их;
г) свободно общаться с органами власти, НКО и СМИ от своего имени.
5.4.3. Член Комиссии обязан:
а) руководствоваться нормами действующего законодательства, соблюдать Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания, утвержденный решением Общественной палатой Российской Федерации от 12.07.2012 № 28-П;
б) рассматривать обращения и жалобы граждан по поручению председателя Комиссии, почетного председателя Комиссии, заместителей председателя Комиссии, ответственного секретаря Комиссии, а также поступающих в его личный адрес.
5.5. Почетный председатель Комиссии.
5.5.1. Почетный председатель Комиссии избирается из числа членов Комиссии, в т.ч. из числа членов Комиссии, прекративших свои полномочия, открытым голосованием на первом заседании Комиссии.
5.5.2. Кандидатуру почетного председателя Комиссии предлагают члены Комиссии. При этом каждый член Комиссии вправе предложить только одну кандидатуру.
5.5.3. Почетный председатель Комиссии должен обладать безупречной репутацией, пользоваться авторитетом среди коллег.
5.5.4. Почетный председатель Комиссии:
а) представляет Комиссию в отношениях с органами власти, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Советом при Губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человек, НКО и СМИ;
б) осуществляет вручение общественных наград, учрежденными Комиссией;
в) осуществляет иные полномочия по поручению Комиссии.
5.6. Экспертный совет при Комиссии.
5.6.1. Основными задачами Экспертного совета при Комиссии являются:
а) оказание содействия Комиссии в выполнении задач, возложенных на неё Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ;
б) осуществление экспертно-консультативной поддержки Комиссии при подготовке заключений и рекомендаций.
5.6.2. Экспертный совет при Комиссии состоит из председателя и членов Экспертного совета при Комиссии.
5.6.3. Все члены Экспертного совета при Комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
5.6.4. Состав Экспертного совета при Комиссии формируется из числа членов Комиссии, прекративших свои полномочия.
5.6.5. Председатель Экспертного совета при Комиссии назначается на должность решением Комиссии.
5.6.6. Экспертный совет при Комиссии создается и упраздняется решением Комиссии.
5.6.7. Персональный состав Экспертного совета при Комиссии утверждается решением Комиссии по представлению членов Комиссии.
5.6.8. Заседания Экспертного совета при Комиссии проводятся по мере необходимости, а также по решению председателя Экспертного совета при Комиссии, но не реже одного раза в год.
5.6.9. Решения Экспертного совета при Комиссии носят рекомендательный характер.
5.6.10. Решения Экспертного совета при Комиссии принимаются открытым голосованием. Решение Экспертного совета при Комиссии считается принятым, если за проголосовало большинство присутствующих на заседании и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа Экспертного совета при Комиссии. По решению председателя Экспертного совета при Комиссии в период между заседаниями решения Экспертного совета при Комиссии могут приниматься методом опроса его членов.
5.6.10. Председатель Экспертного совета при Комиссии проводит заседания Экспертного совета при Комиссии, руководит работой организуемых конференций, дискуссий и иных мероприятий;
5.6.11. Работа Экспертного совета при Комиссии осуществляется на основании текущих и перспективных планов.
5.6.12. Работа Экспертного совета при Комиссии освещается на сайте Комиссии.
- Обеспечение гласности в работе Комиссии.
6.1. На всех заседаниях Комиссии имеют право присутствовать органы власти, НКО и СМИ. При мотивированном решении Комиссии, заседание может носить закрытый характер.
- Организация общественного контроля.
7.1. Для организации общественного контроля мест принудительного содержания членами Комиссии формируется рабочая группа в составе не менее 2 (двух) человек, из которых по собственной инициативе членов Комиссии выбирается руководитель группы и назначается дата и место посещения учреждения.
7.2. Руководитель группы несет ответственность за соблюдение принципов этики, объективности и беспристрастности при проведении проверочных мероприятий, правильность и объективностью заполнения акта или других документов, передачу отчёта о проделанной работе ответственному секретарю Комиссии.
7.3. Руководитель группы обязан:
а) сразу после уведомления руководства органов принудительного содержания, информировать ответственного секретаря Комиссии о месте и времени проверки, в случае неисполнения, мотивированно объяснить причину ответственному секретарю Комиссии;
б) принимать обращения и жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, поступающих в ходе проверки;
в) сразу, по окончанию проверки сообщить ответственному секретарю Комиссии о фактах, угрожающих жизни и здоровью граждан;
г) в срок, не более 2 (двух) суток оформить акт и передать копию ответственному секретарю Комиссии и направить в ведомство, которому подчиняется данное учреждение.
- Награды Комиссии.
8.1. Комиссия имеет следующие общественные награды:
а) Почетная грамота Комиссии;
б) Благодарственное письмо Комиссии.
8.2. Награждение наградами, производится по решению председателя Комиссии.
8.3. Также Комиссия вправе ходатайствовать о награждении наградами органов власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного по правам человека в Московской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области, Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Совета при Губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Московской области.