27 января в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Участие священнослужителей в работе общественных наблюдательных комиссий: Церковь и пастырский взгляд на ресоциализацию лиц, находящихся или освободившихся из мест принудительного содержания».
Члены Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с представителями традиционных религиозных конфессий и экспертами обсудили вопросы участия священнослужителей в общественных наблюдательных комиссиях.
Модератор мероприятия председатель Комиссии ОП РФ, председатель ОНК Московской области Антон Цветков отметил: «Всегда особенно отмечаю вклад Русской православной церкви в работу с осужденными, с лицами, ожидающими суда. И, безусловно, воспитательная составляющая, которая присутствует в местах принудительного содержания, в большей степени существует благодаря священнослужителям и Русской православной церкви. Также хочу сообщить, что в ближайшее время будет донабор представителей РПЦ в тех 42 регионах РФ, где он проходил осенью. Также на настоящий момент ряд комиссий находятся на стадии формирования. Мы максимально заинтересованы, чтобы в общественные комиссии входили представители Русской православной церкви».
«Русская православная церковь в 2008 году приняла документ о достоинстве, свободе и правах человека. Это основной документ, которым должны руководствоваться священнослужители в своей деятельности. Бесспорно, я всегда подчеркиваю, что церковь — это не правозащитная организация. Но церковь всегда должна иметь свой взгляд и мнение по всем событиям жизни. И в данном случае мы участвуем в обсуждении вопроса, чтобы помочь сохранить в местах лишения свободы достоинство и права человека, когда это действительно необходимо», — добавил глава Синодального отдела по тюремному служению Московского Патриархата епископ Красногорский владыка Иринарх.
С докладом о роли вхождения священнослужителей в состав ОНК и ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, выступила председатель президиума общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» Мария Каннабих.
«Трудно найти человека, который никогда не задавался бы вопросом веры. Более 20 лет назад представители различных конфессий начали посещать закрытые учреждения и участвовать в духовно-нравственном воспитании осужденных. Хорошо, что подобная деятельность продолжается и сегодня. Многие члены ОНК отмечают позитивное влияние представителей духовенства на выстраивание доверительных отношений, как между объектами и субъектами общественного контроля, так и внутри самой комиссии. Отрадно, что Синодальный отдел по тюремному служению Московского патриархата всемерно поддерживает участие священнослужителей в работе наблюдательных комиссий, укрепляет их влияние и авторитет среди обвиняемых и осужденных. Хочется отметить, что представительство священнослужителей в составе ОНК заметно возросло — как Русской православной церкви, так и других религиозных конфессий», — подчеркнула Мария Каннабих.
Член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции России Роман Силантьев отметил: «Люди в местах заключения имеют повышенную религиозность по понятным причинам. Но, к сожалению, очень часто мы наблюдаем ситуацию, как другие заключенные-исламисты насильно заставляют принять свою веру. И может быть, как таковой проблемой принятие ислама бы и не являлось. Но, к сожалению, эти люди заставляют принять очень агрессивные формы ислама и зачастую, выходя на свободу, вовлекаются в деятельность экстремистских и террористических организаций. К сожалению, мы наблюдаем очень большой процент людей, которые стали террористами через места заключения».
«Исторически в нашем обществе действительно очень высокий рейтинг доверия к религиозным организациям. Очень важно помогать тем несчастным, которые нуждаются во внимании. И, безусловно, как со стороны работы самих штатных подразделений религиозных организаций, так и со стороны священнослужителей, которые должны и обязаны входить в ОНК, все это происходит. Невозможно уйти от тех структур, которые у нас сформировались по работе с верующими, находящимися в местах принудительного содержания. Здесь нет противоречия в том, что тот священнослужитель, который уже обеспечивает эту поддержку своим единоверцам, расширяет свои возможности, если параллельно становится также членом ОНК, тем самым показывая, что ему не безразлично, что происходит с представителями других традиционных конфессий. Было бы не плохо, если бы мы увидели и в Москве, и в регионах представителей Русской православной церкви и Духовного правления мусульман», — дополнил член Общественного совета при ФСИН России, заместитель председателя ОНК Москвы Аарон Гуревич.
Все изменения и предложения войдут в итоговую резолюцию по данному вопросу.